В адрес Талицкого отдела Управления Роспотребнадзора по Свердловской области продолжают поступать обращения граждан на действия страховых компаний при заключении договора ОСАГО.
Согласно доводам граждан, при обращении к страховщику с целью заключения (продления) договора ОСАГО потребители сталкиваются с тем, что их устно вынуждают оформить полис только при условии одновременного приобретения полиса добровольного страхования автогражданской ответственности и (или) полиса страхования от несчастного случая, либо отказываются от заключения договора ОСАГО «в связи с отсутствием полисов ОСАГО».
Указанные действия страховой компании являются грубым нарушением Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (Закон о защите прав потребителей), который запрещает навязывание потребителю не нужных ему платных услуг.
Сам по себе договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств относится к категории «обязательных» договоров, что прямо указано в Федеральном законе от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (Закон об ОСАГО) и вытекает из его названия.
Так, пунктом 1 статьи 4 Закона об ОСАГО предусмотрено, что владельцы транспортных средств обязаны на условиях и в порядке, которые установлены этим законом и в соответствии с ним, страховать риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортных средств.
Вместе с тем обязанность гражданина по заключению иных сопутствующих ОСАГО договоров, в том числе добровольного страхования автогражданской ответственности и (или) страхования от несчастного случая действующим законодательством не предусмотрена.
Напротив, исходя из положений пункта 5 названной статьи, при ОСАГО иные виды договоров страхования могут заключаться исключительно на добровольной основе. Более того, обязанность водителя автомобиля страховать свою жизнь и здоровье (страхование от несчастного случая) не может быть возложена на него по закону (ст. 935 ГК РФ).
В связи с этим Роспотребнадзор рекомендует гражданам при обращении в страховые компании для заключения договоров ОСАГО не заключать никаких дополнительных соглашений, навязываемых представителями страховых организаций.
Гражданам, которые уже заключили договоры ОСАГО с дополнительными навязанными услугами или получили устный отказ в заключении договора ОСАГО без дополнительной услуги, рекомендуем направить в страховую организацию заявления в письменном виде:
- заявление об отказе от дополнительной услуги страхования (для граждан, которые заключили договор);
- 2 заявления о заключении договора ОСАГО (для граждан, которые еще не заключили договор.
Бланки заявлений размещены на сайте Управления Роспотребнадзора в сети интернет.
Целесообразно сохранить доказательства вручения заявления в страховую организацию для приложения к исковому заявлению или обращению в государственный орган.
К сожалению, большинство обращений не содержат необходимых доказательств фактов навязывания услуг. В свою очередь страховые организации ссылаются на добровольное согласие потребителей на оказание дополнительных услуг и подписание всех документов.
В таком случае потребителю, чтобы доказать «навязывание» дополнительной услуги и обоснованность заявленных исковых требований, необходимо сформировать надлежащую доказательственную базу. Очевидно, позиция страховой организации будет связана с тем, что потребитель согласился на услугу в добровольном порядке, а каких-либо официальных
письменных документов, опровергающих данный довод, в распоряжении потребителя не будет.
В этой связи Роспотребнадзор рекомендует потребителям принимать меры, направленные фиксацию доказательств навязывания услуг. Рекомендации потребителям о фиксации навязывания услуг размещены на сайте Управления Роспотребнадзора в сети интернет.
К таким доказательствам могут быть отнесены: ауди- и видеозаписи, наличие свидетеля, надписи на документах о навязывании услуг.
Также обращаем внимание автовладельцев на то, что надзорная деятельность Роспотребнадзора по выявлению и пресечению указанных нарушений невозможна по отношениям, возникшим с 06.08.14г.
В связи с чем, обращения о нарушении требований страхового законодательства при заключении договоров ОСАГО следует направлять по подведомственности в Управления Службы по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров в Уральском Федеральном округе Банка России Свердловской области по адресу:620144 г.Екатеринбург, ул.Циолковского,18.
Дополнительно сообщаем, что для получения предметной консультации, правовой помощи в составлении претензии(услуга бесплатная) в адрес исполнителя (искового заявления в суд), Вы также можете обратиться в Консультационный пункт, созданный при ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области» (входящий в систему Роспотребнадзора) по адресу Свердловская область, г.Талица, ул.Красноармейская,32, каб.№16: понедельник, пятница с 08.00 до 16-00 часов, вторник, среда, четверг с 14.00-17.00 часов , либо по телефону 8(34371) 2-11-54, 89222245585.
Н.Ю. Метёлкина специалист-эксперт Талицкого отдела Управления Роспотребнадзора по Свердловской области
Уважаемые посетители!
Приглашаем Вас принять участие в общественном обсуждении проектов нормативно-правовых актов.
Анкета для опроса населения и сбора данных для расчета индекса восприятия бытовой коррупции
Анкета для жителей - "Отношение населения к реализации проектов по укреплению общественного здоровья в муниципальных образованиях Свердловской области"
Анкета для опроса потребителей товаров, работ и услуг на рынках Свердловской области
Анкета социального опроса «Неформальная занятость»
Качество предоставления и доступность услуг Администрации Талицкого городского округа